Заболевания пародонта — одна из наиболее распространенных и сложных патологии челюстно-лицевой области. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), функциональные расстройства зубочелюстной системы, обусловленные потерей зубов от заболеваний пародонта, развиваются в 5 раз чаще, чем при осложнениях кариеса.
Специализация стоматологических дисциплин, организация паро-донтологической службы в лечебных учреждениях (кабинеты, отделения) , целенаправленная подготовка врачей-пародонтологов диктуют необходимость постоянного улучшения и совершенствования качества и методики преподавания.
Потребность в повышении качества подготовки врача-стоматолога, особенно в совершенствовании практических навыков, нашла отражение в новом учебном плане и программе обучения. Согласно этой программе, болезни пародонта в настоящее время преподают на всех профильных стоматологических кафедрах, значительное место этим процессам отведено во вновь созданном курсе профилактики стоматологических заболеваний.
Углубленное изучение болезней пародонта во многих странах мира значительно обогатило знание этой проблемы. Выявлен ряд этиологических факторов заболеваний, выяснены отдельные стороны механизма развития процесса, уточнены дифференциально-диагностические, клинические и лабораторные признаки. Предложено большое количество рациональных методов лечения, намечены пути профилактики. Все это нашло отражение в отдельных отечественных и зарубежных монографиях, опубликованных в последнее десятилетие. Однако все публикации носят научно-прикладной характер и не отражают особенностей преподавания.
Накопленный научный, клинический и педагогический опыт позволил создать учебное пособие, отражающее все методические вопросы, которые преподаются в процессе пролонгированной подготовки врача-стоматолога на всех кафедрах.
В пособии рассматриваются развитие пародонта, строение его тканевых структур, кровоснабжение, лимфоотток и иннервация, а также биомеханика и функция пародонта.